Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: Сб 03 май, 2025 15:34



Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 
 Иммануил Кант 
Автор Сообщение
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение Иммануил Кант
Уважаемые посетители форума Культура, в этот день 22 апреля 1724 года в славном восточно-прусском городе Кенигсберге (теперь - наш Калининград) в семье потомственного шорника Иоганна Георга Канта родился сын Иммануил, который не пошел по родительским стопам, а выбрал для себя нелегкую стезю изучения философии.
Имя Канта вызывает у непосвященных представление о каком-то чрезвычайно усложненном, рафинированном и далеком от реальной жизни способе мышления. Вместе с тем за Кантом признается причастность к некой недоступной для рядовых людей высшей мудрости. Но все это лишь на поверхностный взгляд. Неисчислимы заслуги Канта перед философией, - в ее истории он один из великих, фигура в одном ряду с Платоном, Аристотелем, Декартом, Спинозой, - но для мировой истории мысли он, прежде всего, философ свободы.
В своих сочинениях "Критика практического разума" и "Метафизика нравствености" Кант обосновал автономность морали, ее независимость от любой эмпирической мотивации. Именно это обстоятельство, которое он считал аксиомой человеческого мышления, Кант положил в основание своего учения о свободе. Мы свободны только потому, что вопреки требованиям удобства и иногда даже вопреки требованиям сохранения жизни поступаем по-своему, - как того требует присущий нам от рождения моральный императив. Над этим законом внутри нас не может встать ни земная власть, ни небесная. "Человек - это звучит гордо" - такое можно было сказать только после Канта.
Да, потом пришел Ницше, который изрядно потрепал парик старика Канта, высмеяв терию морального императива. Но то были частности. Спустя два с лишним столетия споров, пересмотров и открытий философия сохранила свою родовую черту, которая так ярко проявилась у Канта - суверенность мысли, которая одна может сделать человека свободным.


Последний раз редактировалось Philosophus Вс 22 апр, 2007 15:48, всего редактировалось 1 раз.



Вс 22 апр, 2007 11:45
Профиль
новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт 20 мар, 2007 02:02
Сообщения: 30
Сообщение 
Я вообще Ницше не люблю. Идея суперчеловека может существовать, на мой взгляд, только в теории. Да и светлого гуманизма ему явно не хватает...

_________________
Чтобы быть любимой, лучше всего быть красивой.Но чтобы быть красивой, нужно быть любимой.


Вс 22 апр, 2007 13:08
Профиль
ветеран
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс 21 май, 2006 19:27
Сообщения: 1582
Откуда: из подвыпереверта
Сообщение 
Ну тада и тёзку тутошнего заодно поздравляем, тем более его тоже судьба в философию понесла :wink:

_________________
http://hellorush.livejournal.com/
Экипаж прощается с вами и желает приятного полёта..


Вс 22 апр, 2007 13:22
Профиль WWW
мудрец

Зарегистрирован: Ср 01 фев, 2006 23:42
Сообщения: 12158
Сообщение 
To HELLoRUSH:
Тема Канта не для стёба.


Вс 22 апр, 2007 14:46
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Декамерон писал(а):
Я вообще Ницше не люблю. Идея суперчеловека может существовать, на мой взгляд, только в теории. Да и светлого гуманизма ему явно не хватает...
Декамерон, во-первых, идея сверхчеловека (uebermensch), а не идея суперчеловека (легко спутать с суперменом). Во-вторых, процитирую самого Ницше, и, думаю, в этой цитате Вы найдете некоторую долю гуманизма: "Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти" ("Так говорил Заратустра", Ч.1). Или вот: "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью" ("Так говорил Заратустра", Ч.1). Мысль Ницше в том, что человек - существо становящееся, он еще не сформировался в своем культурном развитии, как тому учила вся предшествующая философия. Человек - уже не животное, но еще и не тот, кем он должен стать в силу заложенной в нем идеи человека-себя-преодолевающего.


Вс 22 апр, 2007 15:37
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 08 янв, 2006 00:10
Сообщения: 2249
Откуда: местный
Сообщение Re: Иммануил Кант
Philosophus писал(а):
Да, потом пришел Ницше, который изрядно потрепал парик старика Канта, вымеяв терию морального императива. Но то были частности.


При всем моем уважении к гению Иммануила Канта:

Древний Рим разрушили именно философы.(зажрались просто)
Так было и с марксизмом ("Три источника и три составные части марксизма").
Кант - Ницше - Шопенгауер - Гитлер - :arrow: (результат).

Так, что польза, судя по всему, от философии интересна разуму, но контрпродуктивна для людей вцелом, пока народ сам этого не поймет.

По своей сути мы дети природы и задача философов - только правильно поставить задачу, и не дай бог участвовать в ее обсуждении.


Вс 22 апр, 2007 16:01
Профиль
ветеран
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн 26 дек, 2005 17:50
Сообщения: 2243
Откуда: небеса обетованные
Сообщение 
Почитывал я Канта, но толком ничего не понял :) то есть полностью не разобрался... интересно, есть люди, которые могут сказать, что абсолютно все понимают в трактатах и учении Канта?

Philosophus писал(а):
"Критика практического разума"


А разве "Критика чистого разума" не более правильный перевод данного трактата и самого установившегося "кантовского" термина?

Мне лично нравится одно его высказывание, которое долгое время украшало его надгробие в северо-восточной части Кафедрального собора Кенигсберга (ныне Калиниграда).

"Две вещи поражают меня превыше всего - звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас"

Вполне христианские слова!

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

_________________
Изображение


Пн 23 апр, 2007 00:33
Профиль ICQ WWW
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
I. "Критика практического разума" и "Критика чистого разума" - это два разных прозведения Канта. Первое посвящено этике, второе - вопросам познания. Есть еще "Критика способности суждения" - она об эстетике.
II. Не могу сказать, что я знаток Канта, но считаю, что разбираюсь в основополагающей проблематике его философии. Так что, у кого есть вопросы, задавайте...


Пн 23 апр, 2007 09:57
Профиль
ветеран
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн 26 дек, 2005 17:50
Сообщения: 2243
Откуда: небеса обетованные
Сообщение 
а не могли бы вы кратко описать оба произведения: поставленные задачи, главный вопрос, основные пункты рассуждения, теоретические и практические выводы, философские оппоненты и противопоставления. Буду очень признателен!

_________________
Изображение


Пн 23 апр, 2007 10:11
Профиль ICQ WWW
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Pastor писал(а):
а не могли бы вы кратко описать оба произведения: поставленные задачи, главный вопрос, основные пункты рассуждения, теоретические и практические выводы, философские оппоненты и противопоставления. Буду очень признателен!

Обязательно подготовлю доклад. Ждите...


Пн 23 апр, 2007 17:40
Профиль
ветеран
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс 21 май, 2006 19:27
Сообщения: 1582
Откуда: из подвыпереверта
Сообщение 
С ссылочками пожалста :roll:

_________________
http://hellorush.livejournal.com/
Экипаж прощается с вами и желает приятного полёта..


Пн 23 апр, 2007 19:34
Профиль WWW
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Итак, обещанный экскурс в философское наследие И. Канта.
Сегодня поговорим о "Критике чистого разума".
Это первая из кантовских "критик", вышла в свет в 1781 году (второе, дополненное издание - в 1787 году). Почему "критика" и почему разум здесь назван "чистым"?
1. Кант был реформатором в философии. Свое учение он позиционировал как оппонирующее предшествующей "догматистской" традиции, в которой утверждалась непогрешимость разума и адекватность его понятий нашему опытному познанию мира. В связи с этим кантовская "критика" является некой ситуацией рефлексии разума, при которой сам разум честно задает себе самому вопросы о том, насколько правомочны его притязания на истинность в фундаментальных вопросах познания.
2. "Чистый" разум - значит разум, чьи выводы не обусловлены опытом, а строятся исключительно на ментальной активности самого разума.
О терминологическом аппарате.
1. Кант вводит формально новое для философии понятие - a priori (лат. изначально). Этим описательным термином обозначаются до-опытные, до-эмпирические типы суждений, которые могут претендовать на обозначения всеобщих, объективных и истинных.
2. Далее. Канта интересуют т.н. "априорные синтетические суждения" - такие суждения, которые расширяли бы наше познания не только внутри нашего опыта (апостериорные синтетические суждения), но и выводили бы его за пределы опыта.
3. Отсюда термин "трансцендентальный" (лат. transcendere - переходить) - т.е. такой вид активности познающего разума, при котором он "переходит" границы возможного опыта и создает вне-опытные формы отношения к непознаваемой реальности.
4. Реальность (ноумен), по Канту, не поддается нашему познанию. Мы имеем дело лишь с чувственными данными (феномен).
5. Кант вводит трехчастное деление познающей способности человека на чувственность (область трансцендентальной эстетики), рассудок (область трансцендентальной аналитики) и разум (область трансцендентальной диалектики).

Продолжение следует...


Пн 30 апр, 2007 12:57
Профиль
ветеран

Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56
Сообщения: 2132
Сообщение 
Продолжим.
Объектом чувств, являются уже упомянутые выше "феномены", что же касается "ноуменов" (вещи-в-себе), то они, по Канту, недоступны для нашего сознания - трансцендентны ему. Любому эмпирическому опыту "априорно" предшествуют две формы чувственного восприятия - пространство и время. С помощью этих форм сознание упорядочивает поступающие чувственные данные. Эти же категории в качестве источника априорных синтетических суждений - основа для точных, математических наук.
Рассудок - "второй этаж" человеческого сознания. Объектом синтетической функции рассудка являются категории пространства и времени. Генерируемые рассудком категории трансцендентальной аналитики - это единство, множество, причина, субстанция, возможность и т.д. (всего - 12). Все перечисленное, строго говоря, не выводится нами из опыта, оно - результат "продуктивного воображения" рассудка. Подобно тому как на основе трансцендентальной эстетики возникает математика, на основе трансцендентальной аналитики возникают т.н. естественные науки.
Наконец, разум в собственном смысле слова, "чистый разум" - область трансцендентальной диалектики. Здесь Кант выступает не просто реформатором, а, скорее, революционером. Разум имеет дело не с опытом, а исключительно с рассудочными категориями. Результат творческой активности разума - трансцендентальные идеи, главные среди которых идея мира, идея души, идея Бога. Философы-рационалисты ("догматики") не подвергали сомнению недвусмысленную истинность этих идей, их адекватность постигаемой в опыте действительности. Кант усомнился. Он показал, что трансцендентальная диалектика - это область, где познающий субъект вступает в неизбежное противоречие сам с собой - на всякий тезис у него есть антитезис. Кант назвал эту ситуацию антиномией. Их у него четыре. 1. Мир имеет начало в пространстве и времени - Мир бессконечен в обоих отношениях. 2. Мир состоит из простых объектов - Мир состоит из сложных объектов. 3. В мире есть свобода - В мире царит необходимость. 4. Все случайное восходит к необходимой сущности (Бог) - В мире все случайно и обусловлено. Каждое из представленных суждений, согласно Канту, и истинно, и ложно одновременно. Иными словами, разум не дает однозначных ответов на самые главные вопросы. Рационалист и скептик - каждый с полным правом - останется при своем мнении.


Пн 30 апр, 2007 16:43
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ Сообщений: 13 ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by STSoftware for PTF
Русская поддержка phpBB