|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 13 ] |
|
Автор |
Сообщение |
Philosophus
ветеран
Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56 Сообщения: 2132
|
 Иммануил Кант
Уважаемые посетители форума Культура, в этот день 22 апреля 1724 года в славном восточно-прусском городе Кенигсберге (теперь - наш Калининград) в семье потомственного шорника Иоганна Георга Канта родился сын Иммануил, который не пошел по родительским стопам, а выбрал для себя нелегкую стезю изучения философии.
Имя Канта вызывает у непосвященных представление о каком-то чрезвычайно усложненном, рафинированном и далеком от реальной жизни способе мышления. Вместе с тем за Кантом признается причастность к некой недоступной для рядовых людей высшей мудрости. Но все это лишь на поверхностный взгляд. Неисчислимы заслуги Канта перед философией, - в ее истории он один из великих, фигура в одном ряду с Платоном, Аристотелем, Декартом, Спинозой, - но для мировой истории мысли он, прежде всего, философ свободы.
В своих сочинениях "Критика практического разума" и "Метафизика нравствености" Кант обосновал автономность морали, ее независимость от любой эмпирической мотивации. Именно это обстоятельство, которое он считал аксиомой человеческого мышления, Кант положил в основание своего учения о свободе. Мы свободны только потому, что вопреки требованиям удобства и иногда даже вопреки требованиям сохранения жизни поступаем по-своему, - как того требует присущий нам от рождения моральный императив. Над этим законом внутри нас не может встать ни земная власть, ни небесная. "Человек - это звучит гордо" - такое можно было сказать только после Канта.
Да, потом пришел Ницше, который изрядно потрепал парик старика Канта, высмеяв терию морального императива. Но то были частности. Спустя два с лишним столетия споров, пересмотров и открытий философия сохранила свою родовую черту, которая так ярко проявилась у Канта - суверенность мысли, которая одна может сделать человека свободным.
Последний раз редактировалось Philosophus Вс 22 апр, 2007 15:48, всего редактировалось 1 раз.
|
Вс 22 апр, 2007 11:45 |
|
 |
Декамерон
новичок
Зарегистрирован: Вт 20 мар, 2007 02:02 Сообщения: 30
|
Я вообще Ницше не люблю. Идея суперчеловека может существовать, на мой взгляд, только в теории. Да и светлого гуманизма ему явно не хватает...
_________________ Чтобы быть любимой, лучше всего быть красивой.Но чтобы быть красивой, нужно быть любимой.
|
Вс 22 апр, 2007 13:08 |
|
 |
HELLoRUSh
ветеран
Зарегистрирован: Вс 21 май, 2006 19:27 Сообщения: 1582 Откуда: из подвыпереверта
|
Ну тада и тёзку тутошнего заодно поздравляем, тем более его тоже судьба в философию понесла 
_________________ http://hellorush.livejournal.com/ Экипаж прощается с вами и желает приятного полёта..
|
Вс 22 апр, 2007 13:22 |
|
 |
Читик
мудрец
Зарегистрирован: Ср 01 фев, 2006 23:42 Сообщения: 12158
|
To HELLoRUSH:
Тема Канта не для стёба.
|
Вс 22 апр, 2007 14:46 |
|
 |
Philosophus
ветеран
Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56 Сообщения: 2132
|
Декамерон писал(а): Я вообще Ницше не люблю. Идея суперчеловека может существовать, на мой взгляд, только в теории. Да и светлого гуманизма ему явно не хватает... Декамерон, во-первых, идея сверхчеловека (uebermensch), а не идея суперчеловека (легко спутать с суперменом). Во-вторых, процитирую самого Ницше, и, думаю, в этой цитате Вы найдете некоторую долю гуманизма: "Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти" ("Так говорил Заратустра", Ч.1). Или вот: "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью" ("Так говорил Заратустра", Ч.1). Мысль Ницше в том, что человек - существо становящееся, он еще не сформировался в своем культурном развитии, как тому учила вся предшествующая философия. Человек - уже не животное, но еще и не тот, кем он должен стать в силу заложенной в нем идеи человека-себя-преодолевающего.
|
Вс 22 апр, 2007 15:37 |
|
 |
Вячеслав Гуртовой
ветеран
Зарегистрирован: Вс 08 янв, 2006 00:10 Сообщения: 2249 Откуда: местный
|
 Re: Иммануил Кант
Philosophus писал(а): Да, потом пришел Ницше, который изрядно потрепал парик старика Канта, вымеяв терию морального императива. Но то были частности.
При всем моем уважении к гению Иммануила Канта:
Древний Рим разрушили именно философы.(зажрались просто)
Так было и с марксизмом ("Три источника и три составные части марксизма").
Кант - Ницше - Шопенгауер - Гитлер -  (результат).
Так, что польза, судя по всему, от философии интересна разуму, но контрпродуктивна для людей вцелом, пока народ сам этого не поймет.
По своей сути мы дети природы и задача философов - только правильно поставить задачу, и не дай бог участвовать в ее обсуждении.
|
Вс 22 апр, 2007 16:01 |
|
 |
Pastor
ветеран
Зарегистрирован: Пн 26 дек, 2005 17:50 Сообщения: 2243 Откуда: небеса обетованные
|
Почитывал я Канта, но толком ничего не понял  то есть полностью не разобрался... интересно, есть люди, которые могут сказать, что абсолютно все понимают в трактатах и учении Канта?
Philosophus писал(а): "Критика практического разума"
А разве "Критика чистого разума" не более правильный перевод данного трактата и самого установившегося "кантовского" термина?
Мне лично нравится одно его высказывание, которое долгое время украшало его надгробие в северо-восточной части Кафедрального собора Кенигсберга (ныне Калиниграда).
"Две вещи поражают меня превыше всего - звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас"
Вполне христианские слова!
     
_________________
|
Пн 23 апр, 2007 00:33 |
|
 |
Philosophus
ветеран
Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56 Сообщения: 2132
|
I. "Критика практического разума" и "Критика чистого разума" - это два разных прозведения Канта. Первое посвящено этике, второе - вопросам познания. Есть еще "Критика способности суждения" - она об эстетике.
II. Не могу сказать, что я знаток Канта, но считаю, что разбираюсь в основополагающей проблематике его философии. Так что, у кого есть вопросы, задавайте...
|
Пн 23 апр, 2007 09:57 |
|
 |
Pastor
ветеран
Зарегистрирован: Пн 26 дек, 2005 17:50 Сообщения: 2243 Откуда: небеса обетованные
|
а не могли бы вы кратко описать оба произведения: поставленные задачи, главный вопрос, основные пункты рассуждения, теоретические и практические выводы, философские оппоненты и противопоставления. Буду очень признателен!
_________________
|
Пн 23 апр, 2007 10:11 |
|
 |
Philosophus
ветеран
Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56 Сообщения: 2132
|
Pastor писал(а): а не могли бы вы кратко описать оба произведения: поставленные задачи, главный вопрос, основные пункты рассуждения, теоретические и практические выводы, философские оппоненты и противопоставления. Буду очень признателен!
Обязательно подготовлю доклад. Ждите...
|
Пн 23 апр, 2007 17:40 |
|
 |
HELLoRUSh
ветеран
Зарегистрирован: Вс 21 май, 2006 19:27 Сообщения: 1582 Откуда: из подвыпереверта
|
С ссылочками пожалста 
_________________ http://hellorush.livejournal.com/ Экипаж прощается с вами и желает приятного полёта..
|
Пн 23 апр, 2007 19:34 |
|
 |
Philosophus
ветеран
Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56 Сообщения: 2132
|
Итак, обещанный экскурс в философское наследие И. Канта.
Сегодня поговорим о "Критике чистого разума".
Это первая из кантовских "критик", вышла в свет в 1781 году (второе, дополненное издание - в 1787 году). Почему "критика" и почему разум здесь назван "чистым"?
1. Кант был реформатором в философии. Свое учение он позиционировал как оппонирующее предшествующей "догматистской" традиции, в которой утверждалась непогрешимость разума и адекватность его понятий нашему опытному познанию мира. В связи с этим кантовская "критика" является некой ситуацией рефлексии разума, при которой сам разум честно задает себе самому вопросы о том, насколько правомочны его притязания на истинность в фундаментальных вопросах познания.
2. "Чистый" разум - значит разум, чьи выводы не обусловлены опытом, а строятся исключительно на ментальной активности самого разума.
О терминологическом аппарате.
1. Кант вводит формально новое для философии понятие - a priori (лат. изначально). Этим описательным термином обозначаются до-опытные, до-эмпирические типы суждений, которые могут претендовать на обозначения всеобщих, объективных и истинных.
2. Далее. Канта интересуют т.н. "априорные синтетические суждения" - такие суждения, которые расширяли бы наше познания не только внутри нашего опыта (апостериорные синтетические суждения), но и выводили бы его за пределы опыта.
3. Отсюда термин "трансцендентальный" (лат. transcendere - переходить) - т.е. такой вид активности познающего разума, при котором он "переходит" границы возможного опыта и создает вне-опытные формы отношения к непознаваемой реальности.
4. Реальность (ноумен), по Канту, не поддается нашему познанию. Мы имеем дело лишь с чувственными данными (феномен).
5. Кант вводит трехчастное деление познающей способности человека на чувственность (область трансцендентальной эстетики), рассудок (область трансцендентальной аналитики) и разум (область трансцендентальной диалектики).
Продолжение следует...
|
Пн 30 апр, 2007 12:57 |
|
 |
Philosophus
ветеран
Зарегистрирован: Вс 01 окт, 2006 21:56 Сообщения: 2132
|
Продолжим.
Объектом чувств, являются уже упомянутые выше "феномены", что же касается "ноуменов" (вещи-в-себе), то они, по Канту, недоступны для нашего сознания - трансцендентны ему. Любому эмпирическому опыту "априорно" предшествуют две формы чувственного восприятия - пространство и время. С помощью этих форм сознание упорядочивает поступающие чувственные данные. Эти же категории в качестве источника априорных синтетических суждений - основа для точных, математических наук.
Рассудок - "второй этаж" человеческого сознания. Объектом синтетической функции рассудка являются категории пространства и времени. Генерируемые рассудком категории трансцендентальной аналитики - это единство, множество, причина, субстанция, возможность и т.д. (всего - 12). Все перечисленное, строго говоря, не выводится нами из опыта, оно - результат "продуктивного воображения" рассудка. Подобно тому как на основе трансцендентальной эстетики возникает математика, на основе трансцендентальной аналитики возникают т.н. естественные науки.
Наконец, разум в собственном смысле слова, "чистый разум" - область трансцендентальной диалектики. Здесь Кант выступает не просто реформатором, а, скорее, революционером. Разум имеет дело не с опытом, а исключительно с рассудочными категориями. Результат творческой активности разума - трансцендентальные идеи, главные среди которых идея мира, идея души, идея Бога. Философы-рационалисты ("догматики") не подвергали сомнению недвусмысленную истинность этих идей, их адекватность постигаемой в опыте действительности. Кант усомнился. Он показал, что трансцендентальная диалектика - это область, где познающий субъект вступает в неизбежное противоречие сам с собой - на всякий тезис у него есть антитезис. Кант назвал эту ситуацию антиномией. Их у него четыре. 1. Мир имеет начало в пространстве и времени - Мир бессконечен в обоих отношениях. 2. Мир состоит из простых объектов - Мир состоит из сложных объектов. 3. В мире есть свобода - В мире царит необходимость. 4. Все случайное восходит к необходимой сущности (Бог) - В мире все случайно и обусловлено. Каждое из представленных суждений, согласно Канту, и истинно, и ложно одновременно. Иными словами, разум не дает однозначных ответов на самые главные вопросы. Рационалист и скептик - каждый с полным правом - останется при своем мнении.
|
Пн 30 апр, 2007 16:43 |
|
 |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 13 ] |
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
|