www.autoreview.ru
Рейтингов бывает много. Рейтинги популярности, рейтинги самых богатых, самых сексуальных или самых безвкусно одетых людей мира… Есть и рейтинги автомобильной надежности. Что это за списки, кто и зачем их составляет, насколько они отражают истинное положение вещей?
Мы решили рассказать, как «устроен» немецкий рейтинг надежности подержанных автомобилей TÜV за 2006 год.
О том, что такое TÜV, мы уже рассказывали (см. АР №1, 2007) — эта аббревиатура означает Technischer Überwachungsverein, то есть Союз технического надзора. Региональные союзы TÜV были созданы в Германии в середине позапрошлого столетия для инженерного контроля паровых машин и за 150 лет выросли в мощные компании, занимающиеся техническим аудитом и сертификацией. В Германии ТЮФы наряду с союзом DEKRA уполномочены проводить техосмотр автотранспорта, который раз в два года обязан проходить любой немецкий легковой автомобиль старше трех лет. Каждый TÜV (сейчас на рынке доминируют три конгломерата, самый крупный из которых — TÜV SUD) владеет сетью пунктов инструментального контроля, где состояние машины оценивается по сотне с лишним позиций. Эксперты ищут повреждения и коррозию рамы или несущих частей кузова, проверяют состояние подвески, люфт рулевого управления, работу световых приборов, эффективность тормозов и целостность трубок и шлангов тормозной системы, а также токсичность отработавших газов и исправность системы выпуска. Автомобили с отклонениями от нормы не получают цветной наклейки TÜV на номерной знак — их владельцам приходится устранять неисправности и повторно проходить техническую инспекцию.
Год за годом эксперты TÜV ведут подробную статистику таких отказов, которая публикуется в немецкой прессе в виде некоего рейтинга надежности. То есть рейтинг автомобиля Kia Carnival в 25,1% означает, что ровно четверть всех машин этой модели, которые приезжали на пункты техосмотра, были отправлены на сервис для устранения неисправностей.
Все проверенные автомобили разделены на группы по годам выпуска: машины в возрасте 2—3 года, 4—5 лет, 6—7 лет, 8—9 лет и последняя группа — 10—11 лет. Более «пожилые» автомобили, естественно, тоже проходят техосмотр, но в рейтинг TÜV не включаются. Ведь с возрастом машины на ее техническое состояние все сильнее влияют «посторонние» факторы: аварии, некачественный сервис, экономия на запчастях…
В нынешний рейтинг TÜV вошли 186 самых массовых моделей 25 марок, официально представленных в Германии, — именно поэтому информация о надежности, к примеру автомобилей Saab, Mini, Land Rover и Range Rover, осталась «за кадром». Всего с июля 2005 по июнь 2006 года на пунктах TUV было проверено около 7 млн машин. Мы решили указать процент отказов по каждой марке в среднем, без разбивки по моделям — только в пределах каждой возрастной группы. А общий рейтинг выстроен по среднему проценту отказов за все обозреваемые 11 лет.
Можно ли судить по этому показателю о надежности машин той или иной марки? Только косвенно. Например, за рамками техосмотра остается детальная оценка силового агрегата — двигатель и трансмиссия оцениваются только внешне, на предмет наличия утечек масла. Кроме того, причины отказа в выдаче наклейки TÜV могут иметь случайный характер. Например, машину отправили на регулировку фар — это не «вина» самой машины, а следствие плохой работы сервисменов, которые меняли головную оптику после аварии. Или другой пример: люфт в шарнирах подвески после пробега 120 тысяч км в результате скупости владельца, который не внял советам механиков и не потратился на переборку ходовой части.
В этом смысле показательно лидерство марки Porsche — такие машины, как правило, покупают люди сведущие в хорошей технике (во всяком случае, если речь идет о купе 911 и родстерах Boxster). Поэтому и следят за ними соответственно: процент отказов в техосмотре не превышает 6,5% вне зависимости от возраста машины! Кроме того, на техническое состояние очевидным образом влияют особенности работы сервисной сети той или иной марки в Германии.
Поэтому и на Россию немецкий опыт можно переносить с известной долей осторожности — у нас и дороги другие, и сервис…
Но в целом картина сходится с многими подобными рейтингами надежности: в десятку самых надежных, по версии TÜV, вошли шесть японских компаний, слегка «разбавленных» марками Porsche, Mercedes-Benz, Volvo и Audi. Худший из «японцев» — Nissan — на приличном 11-м месте, что очень далеко от родственной марки Renault в самом конце рейтинга (предпоследнее место, 20,8% отказов). Хуже, чем Renault, только Chrysler: эксперты TÜV «завернули» примерно четверть всех машин. Среди записных «отказников» — автомобили Citroen и Peugeot (17—18-е места), Alfa Romeo и Fiat (16-е и 23-е место соответственно), Ford (20-е место)… Даже дуэт Kia-Hyundai не блещет, занимая 21—22-е места
Марка Porsche (в среднем 5,3% отказов) — безоговорочный лидер. Причем с возрастом процент отказов в выдаче наклейки техосмотра возрастает ненамного, а для старых машин Porsche 911 серии 993 (1993—1998) даже снижается, что вызвало особое уважение экпертов TÜV. Видимо, сказываются и высокое качество изготовления автомобилей Porsche, и тщательный уход за ними.
Автомобили Subaru (8,3%) зарекомендовали себя в Германии наилучшим образом — лидерство среди «массовых» брендов! У Subaru Legacy инженеры TÜV отметили только две хронические «болезни»: задняя подвеска и приводные валы. А Forester получал отказы из-за неполадок в бортовой электронике и неисправностей задних фонарей.
Toyota всегда славилась своей надежностью. Например, «малыш» Yaris первого поколения проявил себя очень долговечным, равно как и Corolla: с возрастом процент отказов почти не растет. Надо только следить за тормозами и системой освещения. Особых похвал удостоился Avensis, а Toyota RAV4 первого поколения (образца 1994 года) вообще заняла первое место в категории машин в возрасте 6—7 лет.
Mercedes-Benz подтвердил свою репутацию солидного производителя: родстеры SL и SLK входят в десятку лучших почти во всех возрастных категориях. У машин С-класса эксперты советуют обратить внимание лишь на люфт руля и на состояние тормозных магистралей машин старше семи лет. Эта троица и «вытащила» марку на 4-е место, поскольку прочие модели не столь хороши. «Глазастый» Mercedes Е-класса серии W210 заслужил звание «первого Мерседеса, который ржавеет»: коррозия поражает дверные проемы, опоры двигателя и пружин подвески, а также крышку багажника. Нынешнее поколение Е-класса (W211) отличается частыми дефектами бортовой электроники и тормозной электрогидравлической системы SBC.
S-класс зарекомендовал себя лучше. Но у старых машин серии W140 изнашивается рулевой механизм, есть проблемы с электрооборудованием. У предпоследнего поколения (W220) слабое место — электроника, отмечены утечки воздуха из пневмоподвески. Интересно, что старые внедорожники М-класса получают отказы в выдаче наклейки техосмотра гораздо реже трехлетних машин.
Mazda модели 323 проходит техосмотр почти без проблем, хотя отмечены отказы из-за состояния тормозов, задней подвески и системы выпуска. Не менее лестны отзывы экспертов TÜV об автомобилях Mazda 626 и Mazda 6. А универсальчики Demio и Premacy и вовсе стали лучшими среди микровэнов.
Honda тоже делает надежные автомобили — инженеры TÜV отметили лишь дефекты полуосей и передней подвески у Сивиков старше семи лет. А Accord к десяти годам требует замены тормозных трубок и глушителя.
Автомобили Mitsubishi уверенно держатся в середнячках, но с возрастом уходят в конец списка. Самые частые причины отказов при техосмотре — коррозия силовых элементов кузова (этим не «больна» разве что Carisma), неисправности световых приборов, рулевого управления и подвески.
Марка Volvo тоже не замечена в ненадежности. При осмотре у машин серии S40/V40 находят проблемы с системой освещения и подвеской, у автомобилей серий S60, V70 и 850 встречаются неработающий «ручник», люфты в рулевом управлении и подвеске. Большие Volvo S80/S90—V90/940—960 не проходят техосмотр тоже весьма редко — в основном из-за подвесочных проблем.
Audi: новые машины уверенно держатся в лидерах списка, а вот с возрастом начинаются проблемы. Например, у хэтчбеков А3 старше трех лет есть проблемы с задними тормозами. Седаны и универсалы А4 начинают испытывать трудности с подвеской и рулевым управлением лишь к семи годам. У Audi A6 уже в пятилетнем возрасте встречаются люфты в рулевом управлении и повреждения тормозных трубок и шлангов, к десяти годам начинает сдавать и подвеска. Большие седаны А8 показали себя неплохо: к пяти годам появляется лишь люфт руля. Купе Audi TT: есть неисправности рулевого механизма и световых приборов уже в трехлетнем возрасте. Зато эксперты TÜV особо отметили высокую антикоррозийную стойкость кузовов Audi.
У Suzuki особых проблем нет. «Малютка» Jimny уверенно держится в верхних строчках проверочных ведомостей, и разве что Vitara и Grand Vitara страдают от коррозии рамы и тормозных магистралей, а также течей масла.
Nissan: владельцы машин не испытывают особых проблем с техосмотром — особенно если это Almera, X-Trail и новая Micra. Но старая Micra образца 1993—2002 годов страдает повышенной коррозией, а к новым седанам Primera есть претензии из-за состояния подвески.
Volkswagen оказался в середине списка. Автомобили гольф-семейства иногда не могли пройти техосмотр в основном из-за поломок в задней подвеске и тормозах, для старых машин характерны проблемы с освещением. «Четвертый» Passat слишком стар, но машины пятого поколения ведут себя неплохо — причем трех-, пятилетние автомобили лучше прежних из-за серьезной модернизации шасси и тормозов. А вот однообъемник Sharan, как и его собратья Ford Galaxy и Seat Alhambra, — проблемные автомобили: здесь неисправности подвески, и рулевого управления, и тормозов, и выпускной системы…
Opel тоже ходит в середнячках: чем старше машина, тем больше к ней претензий. Зато компактвэн Meriva — лучший в группе машин до трех лет. А самым «ужасным» стал внедорожник Frontera с целым букетом неисправностей — от ржавой рамы до течей масла из трансмиссии.
Автомобили BMW на немецких пунктах инструментального контроля «заворачивают» нередко. У машин всех серий — третьей, пятой и седьмой — уже в трехлетнем возрасте отмечаются проблемы с подвеской, которые с возрастом только прогрессируют. К ним добавляются еще неисправности светотехники. А вот кроссовер BMW Х5 в Германии показал себя гораздо лучше.
Skoda после перехода под крыло Фольксвагена улучшила качество автомобилей. Если Felicia преподносит букет проблем, то Fabia выглядит с точки зрения надежности очень привлекательно. Да и Octavia не отстает — основные замечания относятся к тормозам и световым приборам.
Автомобили Alfa Romeo никогда не отличались высокой надежностью, поэтому уверенно расположились во второй десятке рейтинга. Основные претензии — к состоянию задней подвески и работе световых приборов. Добавьте сюда прогоревшие глушители, а с возрастом — и неважное состояние тормозных магистралей хэтчбеков серий 146/147.
Citroen проблемен — чем старше автомобиль, тем больше. У «полушарика» С3 уже отмечены отказы из-за состояния передней подвески и систем освещения, Xsara, ZX и Berlingo страдают люфтами в рулевом приводе и неисправностями системы выпуска, а к десяти годам и тормоза начинают барахлить. А вот «гидропневматические» C5 и Xantia, вопреки ожиданиям, проходят техосмотр гораздо увереннее, если не считать недочетов в работе световых приборов и потеков масла у старых машин.
Peugeot: у хэтчбеков 206 отмечаются неисправности передней подвески, тормозов, освещения и системы выпуска. Хэтчбеки и универсалы 307 — список проблем тот же, но ситуация еще хуже. А особенно портят отчетность старые Peugeot 406, которым с годами все сложнее пройти техосмотр.
Seat стал худшим из всех отделений концерна Volkswagen — возможно, это связано с менее развитым сервисом в Германии. Эксперты хвалят разве что хэтчбек Ibiza, да и то если машина не старше семи лет. Модели Toledo и Leon тоже хороши «свежими» (до 5 лет), а минивэн Alhambra доставляет больше всего хлопот.
Ford на редкость непостоянен, что в сумме дает не самые лучшие показатели. Например, Fiesta хороша только до трех лет, Fusion — еще лучше новой Фиесты, у автомобилей семейства Focus I часты проблемы с тормозами и системой выпуска. У Mondeo встречаются дефекты передней подвески, причем пятилетние машины лучше трехлеток.
Kia: суммарные показатели испортил минивэн Karnival. Свет, подвеска, тормоза, рулевое управление — все вызывало претензии проверяющих. Худший результат! У Rio рейтинг несколько лучше, хотя и у него есть проблемы с подвеской и тормозами. А вот внедорожник Sorento стал просто эталоном — отмечены лишь неисправности светотехники и потеки масла. Может, пока возраст не подошел?
Hyundai: столь любимый в России Accent любого возраста в Германии проходит техосмотр со скрипом — из-за проблем со светотехникой и тормозами. А у машин старше девяти лет эксперты отмечают еще и неисправности подвески и коррозию несущих элементов кузова. Аналогичная ситуация и с моделью Elantra.
Fiat расположился в арьергарде, и это никого не удивляет. Практически для всех моделей характерны дефекты рулевого управления, неисправности светотехники, тормозов и прогоревшие глушители. А лучший из Фиатов — «грузовичок» Doblo.
Renault, если верить статистике TÜV, делает самые ненадежные автомобили в Европе! Относительно «беспроблемным» стал разве что Megane образца 2002 года, за ним следуют Clio, Laguna, Scenic, Kangoo, Twingo, а замыкает список все семейство Espace. Набор претензий полный — подвеска, рулевое управление, тормоза, свет, система выпуска…
Chrysler замыкает этот список. Трудно в Германии пройти техосмотр и ретро-хэтчбеку PT Cruiser, и особенно минивэну Voyager. Среди семилеток он и вовсе худший.
